Банкир.ру,
24 августа 2012 г.
Алчность в самоограничении 1114 просмотров
Комиссии и порядок работы банков и страховщиков следует привести в соответствие с европейскими стандартами до привлечения внимания регуляторов.
Рынок банкострахования в России в настоящий момент сложно назвать прозрачным и понятным, притом этот вид взаимодействия является весьма прибыльным для обеих сторон сотрудничества. Однако с каждым годом со стороны потребителей растет недовольство уровнем предоставляемых услуг, а больше всего их откровенной «навязаностью» простым гражданам. О необходимости в рамках двусторонних усилий самостоятельно привести рынок в рамки, принятые в Европе, и возможных правилах, которые установят регуляторы для успешной работы партнеров в этой области шла речь на 3-м всероссийском банковском форуме «Банки и страховщики – 2013».
«Дочки» наступают
Мероприятие началось с открытого обсуждения, которое инициировал модератор первого дня форума заместитель председателя правления ОТП-Банка Булад Субанов. Он призвал собравшихся подумать о том, что мешает развитию страхового бизнеса сегодня. Интересную точку зрения на поставленный вопрос высказал заместитель председателя правления Азиатско-тихоокеанского банка Александр Непомнящий. По его мнению, самая большая проблема состоит в том, как рассматривают страховку обе полномочные финансовые организации. Если они видят в услугах страхования исключительно дополнительную процентную ставку к потребительскому кредиту, то тогда банкам страховщики, по большому счету, и не нужны. Правильная позиция, по мнению специалиста, заключается в том, чтобы начать продавать страховки как набор услуг, который нужен и полезен самим клиентам. Развитие банкострахования должно двигаться именно в этом направлении, заключил он.
Первым докладчиком на мероприятии был заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев. Он поделился результатами исследования страхового рынка в России и сделал несколько прогнозов в отношении дальнейшего развития этого бизнеса в нашей стране. Согласно представленной аналитике, объем рынка банкострахования в 2011 году оказался равен 125 млрд. рублей, что означает увеличение на 32% по сравнению с предыдущим 2010 годом. Спикер акцентировал внимание на том, что рост рынка банкострахования оказался в два раза выше, чем увеличение «чистого» страхования в прошлом году. Другими словами, банковский канал продаж для страховых компаний сегодня является наиважнейшим фактором развития. Другой важной тенденцией прошлого года, также отмеченной в докладе, было зафиксированное увеличение доли рынка, приходящееся на кэптивные компании. Если в 2010 году они составляли 15%, то в 2011 году усилились уже до 28%, то есть почти треть рынка стала приходиться на компании, связанные с банками.
Аналитики «Эксперт РА» полагают, что прирост рынка в 2012 году составит приблизительно столько же, сколько и в 2011 году, то есть порядка 30%. Доля банкострахования в целом в страховых взносах дойдет до 19%. «Уже через пару лет эта доля составит четверть от всех страховых взносов, – поделился своими ожиданиями эксперт. – Скорее всего, именно такой сценарий развития и будет: мы выходим на показатель в 25% прибыли, которая приходит через банки». В этом плане отечественный рынок будет похож на модели, существующие сейчас в странах южной Европы – в Италии, Испании и Португалии.
В 2011 году структура банкострахования поменялась: выросла доля розничных услуг, а все остальные виды сервисов «упали». «Скорее всего, и в дальнейшем развитие будет таким: около 80% придется на розницу, а около 20% на все остальное», – продолжил делиться своими прогнозами эксперт.
В самой структуре розничного страхования произошли сильные изменения за последние два года. Сегодня 54% этой сферы занимает автоКАСКО, ипотечное страхование – 12% и страхование жизни и здоровья заемщиков – 28%. Очевидна тенденция на уменьшение доли автоКАСКО год от года. «По всей видимости, в 2012 году доля автоКАСКО впервые за весь период наблюдений окажется меньше половины рынка», – констатировал Павел Самиев.
Наиболее быстрорастущими компаниями в сегменте страхования в 2011 году оказались «ВТБ-Страхование», «Сосьете Женераль Страхование» и «Русский Стандарт Страхование». «Понятно, за счет чего их прирост составил порядка 80%», – добавил эксперт.
Доля кэптивных компаний, которые зависят от банковского канала продаж и работают, по сути, с одной кредитно-финансовой организацией, увеличилась в 2011 до 30%. Аналитики «Эксперт РА» полагают, что в 2012 и 2013 году эта тенденция усилится и, потенциально, на кэптивные компании будет проходиться до половины рынка банкострахования.
Страхование жизни и здоровья заемщиков стало вторым по объемам роста направлением после автоКАСКО в прошлом году. Комиссии банков в этом виде услуг оказалась огромными: порядка 70%. «В отдельных случаях они могут доходить и до 90%», – отметил Павел Самиев. В настоящий момент страхование юридических лиц, в том числе и их залогов, падает, что, скорее всего, связано с кризисом, заключил специалист. А вот розничное страхование сегодня на подъеме и в ближайшем будущем тенденция роста сохранится. По мнению аналитика, в настоящий период банки не рассматривают страхование как инструмент риск-менеджмента или защиты от операционных рисков. Для кредитно-финансовых организаций это просто способ повышения лояльности персонала, если речь идет о собственных рисках, или источник заработка, если это идет в привязке к физическим и юридическим лицам.
Сдержать аппетиты
Обсуждая услышанный доклад, представители профессионального сообщества коснулись соблюдения прав потребителей. С интересным комментарием выступил вице-президент и руководитель отдела страховых продуктов департамента инвестиций и управления частным капиталом Ситибанка Дмитрий Голишников. Он напомнил о том, что на днях Bank of America остановил продажи своих кредитных продуктов по телефону. J.P. Morgan еще в октябре 2011 года совершил аналогичный шаг. Оба события были инициированы под давлением выступлений американской ассоциации потребителей. City Group несколько дней назад также объявила об остановке продаж страхования жизни к своим кредитам. «Существует мнение, что регуляторы между собой общаются, и эта тенденция придет и на российский рынок», – предупредил банкир. Он призвал перестать рассматривать страхование как дополнительный поток комиссионных денег, а сместить акцент в сторону рискового наполнения предлагаемых продуктов. Даже если ситуация с выступлением потребителей, произошедшая в Америке, не повторится в России, то продукт все равно должен быть изменен. «Это мое частное мнение, – добавил эксперт. – Но именно так и произойдет». Американские потребители посчитали, что страхование жизни в процессе получения кредита было им навязано в большинстве случаев. Даже при всех раскрытиях, которые требуется давать американским потребителям по закону в процессе телефонного общения, граждане по-прежнему считают, что происходит принуждение к оплате ненужного сервиса. «Mis selling» (с англ. «некорректная продажа» – прим. ред.) – это то, в чем обвинили банкиров в Великобритании, а затем и в США. Следовательно, лучше участникам банкострахового партнерства самостоятельно привести рынок к европейскому уровню, а не ждать санкций от регуляторов, как это случилось на Западе.
Поддержал выступление коллеги член правления ДжиИ Мани Банка Эльман Михтеев, который был вторым докладчиком на мероприятии. Он выступил с неожиданным для банкира рассказом о мировой практике защиты прав потребителей страховых услуг. Эксперт откровенно удивился вере банкиров и страховщиков в то, что регулятор будет заботиться об их прибыли. В центре его доклада оказалась правоприменительная практика США, где к настоящему моменту уже год существует CFPB («Consumer Financial Protection Bureau» – бюро, специализирующееся на финансовой защите пользователей финансовых услуг). В американском законе прописано, что финансовый рынок работает для потребителей, а не для банков. И в целях защиты их интересов было создано CFPB – государственное ведомство, которое никому не подчиняется, а представляет доклады напрямую Конгрессу и администрации президента. Лозунгом этого бюро является фраза «Know before you owe» – «Знай перед тем, как взять в долг».
За прошедший год появились и результаты работы CFPB. Так, компания «Capital One» возвращает 2 млн. потребителей $140 млн. А общая сумма, включая штрафы и издержки, которую выплачивает эта организация, оказалась равна $225 млн.
В чем обвиняли компанию? Ее клиенты были неверно проинформированы и введены в заблуждение. Выяснилось, что потребителям сообщалось, что если они возьмут страховку, то их кредитный рейтинг будет выше, и тем самым у них будет больший кредитный лимит на карте от «Capital One». «Что-то это мне напоминает», – усмехнулся Эльман Михтеев. Клиенты были введены в заблуждение относительно природы продуктов: они не всегда были проинформированы, что страховка добровольная. Точнее, в бумагах все было хорошо, а вот записи разговоров по телефону свидетельствовали о другом. Потребителям говорили, что для того, чтобы получить кредит, они должны оформить страховку, и операторы «забывали» сообщать, что этот продукт добровольный и люди вправе от него отказаться. Были зафиксированы разговоры, когда клиенты, знающие, что они могут отказаться, пытались это сделать, но у них «не получилось». Были обнаружены и вопиющие случаи, когда программа страхования продавалась людям, которые уже были больны и не могли потом воспользоваться услугами, которые сами же оплатили. Или когда страхование выдавалось даже тем, кто по возрасту не подходил под условия договора.
CFPB официально предупредил рынок о том, что его специалисты «будут копать дальше». «И я считаю, что в этом истинная причина того, что западные банки приостановили сегодня свои продажи по телефону, – подчеркнул спикер. – Вот это то, что называется защитой финансовых услуг в современном мире после изменений, которые были в 2008 году. Что это означает для нас? Банкирам и страховщикам вместе нужно подумать, как привести рынок хотя бы к тому состоянию, что сегодня существует в Европе». После того, как в Старом Свете несколько лет назад начали открывать размеры комиссий, то первое, что оказалось под ударом – это коллективные схемы. В Италии после этого шага комиссии с 80% упали до 50%, в других европейских странах – до 30%. Но лучше в рамках двусторонних усилий сделать рынок прозрачным и цивилизованным самостоятельно, потому что если за этот процесс возьмутся регуляторы, то мало никому не покажется, подытожил свое выступление банкир.
Наталия ТРУШИНА, Bankir.Ru
Вся пресса за 24 августа 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Исследования, Маркетинг, Мероприятия, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|